Нужно ли балансировать купленный картридж?
Преследуя цель — потратить меньшее количество денег при ремонте турбины и насмотревшись роликов в интернете (где всегда всё просто и легко), многим приходит идея купить картридж заводской сборки и заменить его самостоятельно.
Хотя мы не рекомендовали бы заниматься ремонтом турбины самостоятельно, а обратиться для этого к специалистам, но каждый человек сам принимает решение, что ему делать, в прочем, как и ответственность за последствия своих решений несет сам.
При ремонте турбин возникает множество нюансов, столкнувшись с которыми далеко не каждый сможет правильно с ними справиться. Очень часто из-за ремонта осуществляемого не специалистами своего дела происходят повреждения турбины во время попыток ремонта такие как заломы, повреждения лопастей картриджа, механизмов геометрии, целостности чугунных и алюминиевых улиток, клапанов, актуаторов, срывы резьбовых соединений (и это далеко не полный список)… Это приводит к ненужному удорожанию ремонта как самостоятельно, так и при обращении в последствии к специалистам. Так же при неверных настройках турбины могут происходить разрушение её механизмов при эксплуатации.
Если же вы все таки уверены, что вашей квалификации и умений достаточно для выполнения работ по ремонту турбины самостоятельно, то мы бы рекомендовали вам покупать картридж не просто в магазине, а в специализирующихся на ремонте турбин мастерских. Аргументируем эту рекомендацию на конкретном примере.
Заказчик приобрёл картридж у организации (магазин), которая занимается только торговлей и не выполняет работ по ремонту, обслуживанию и диагностике турбин. Сняв турбину (для которой был куплен картридж) с двигателя и реально оценив свои возможности, выполнять работы по ремонту турбины заказчик не решился и обратился для выполнения этих работ к нам.
К купленному картриджу прилагалась бумага, на которой указывалось что картридж прошел балансировку с нарисованным графиком собственно этой балансировки и на коробке имелась весомо звучащая надпись «balanсed in uk». (балансируется в Великобритании).
Качество балансировки один из важнейших факторов влияющих на срок службы турбины. Аргументирую: казалось бы, незначительный дисбаланс 0.5 — 1г. ни на что не влияет, но так как вал картриджа вращается на оборотах превышающих сто тысяч об. мин., в результате этого вал каждую минуту с силой 0.5 — 1г. будет ударять по втулкам сто тысяч раз и чем сильнее его колебания при вращении, тем быстрее разбиваются втулки. Приводя к очередной поломке турбины после не малостоящего ремонта.
Взглянем на график напечатанный на этой бумаге. Жирная зеленая линия указывает на значения колебаний (дисбаланса) чем эти значения меньше тем ниже должна проходить эта линия на графике и собственно это и определяет то на сколько качественно отбалансирован картридж, что на прямую влияет на долговечность его службы.
Смотрим на график конкретно в нашем случае: над зелёной линией проходит черная линия показывающая предельно допустимые значения колебаний. Даже не опытный человек увидев, где проходит линия колебаний «отбалансированного» картриджа относительно максимально допустимых значений поймёт что при балансировке в UK картридж отбалансирован так, что его колебания еле-еле укладываются в предельно допустимые значения, что не может не сказаться на сроке его службы в сторону его снижения.
Но и это еще не все. Мы установили картридж на балансировочный стенд и увидели график колебаний совершенно не совпадающий с графиком прилагаемым к картриджу.
Создалось впечатление, что бумажка, прилагаемая к покупке, абсолютно не от этого изделия. Но, если даже и от этого изделия, то лично мне было бы стыдно назвать отбалансированным изделие с такими значениями колебаний (дисбаланса), как на этом графике.
Пришлось «отбалансированный» картридж балансировать заново.
Значения колебаний (дисбаланса) после перебалансировки нами стали примерно в шесть раз меньше по сравнению с значениями до балансировки, что не может не сказаться на сроке службы турбины в сторону его увеличения. В особенности это сильно влияет, если ваш двигатель (скажем помягче) не новый.
Вот конечный результат:
Качество балансировки картриджа описанного выше случая к сожалению не является исключением, а по опыту работы в сфере ремонта турбин, я бы сказал, закономерность. И только примерно 1 из каждых 20 картриджей, поступавших для ремонта турбин, не нуждался в балансировке. И не имея оборудования при покупке картриджа не возможно проверить качество его сборки, остается только надеяться на то, что он изготовлен и отбалансирован качественно, как в лотерее повезло не повезло…
При принятии решения главное помните, что зачастую «дешевле», совсем не означает ВЫГОДНЕЕ.
Ниже для примера размещаем фотографии балансировочных графиков реальных заводских картриджей и графики балансировок картриджей на стенде нами.